yandex

Выберете марку и модель автомобиля

instagram-256x256.png

Рассеиватель фонаря заднего: стандартный цвет светосигнальных приборов

15 февраля 2021

Автозапчасти под заказ в АлматыСовременные транспортные средства оснащаются светосигнальными приборами, установленными в передней и задней части. Формирование светового пучка и его окрашивание в фонарях обеспечивается рассеивателями — все об этих деталях, их типах, конструкции, выборе и правильной замене читайте в данной статье.

Что такое рассеиватель заднего фонаря

Рассеиватель заднего фонаря — оптический элемент задних световых приборов транспортных средств, перераспределяющий (рассеивающий) и/или окрашивающий поток света от лампы, и обеспечивающий соответствие характеристик задних огней требованиям стандартов.

Каждое транспортное средство в соответствии с действующими стандартами должно оснащаться различными по назначению внешними световыми приборам, расположенными спереди и сзади. В задней части автомобилей, автобусов, тракторов, прицепов и иной техники располагаются светосигнальные приборы, обеспечивающие безопасность: указатели поворотов, стоп-сигналы, габаритные огни, стояночные огни и сигнал заднего хода. Данные приборы выполняются в виде отдельных или сгруппированных фонарей, необходимые характеристики которых обеспечиваются прозрачными деталями — рассеивателями.

Рассеиватель заднего фонаря выполняет несколько функций:

  • Перераспределение светового потока от лампы — свет от точечного источника (лампы) становится равномерно рассеянным по некоторой площади, что обеспечивает лучшую видимость огня с различных углов;
  • Окрашивание светового потока в регламентированный для каждого огня цвет;
  • Защита ламп и иных внутренних деталей фонарей от негативных факторов окружающей среды и механических воздействий.

При повреждении рассеивателя информативность и функции фонарей могут нарушаться, поэтому данная деталь должна быть в короткие сроки заменена. А чтобы сделать верный выбор, необходимо разобраться в существующих типах, конструкциях и особенностях рассеивателей.

Конструкция и типы рассеивателей задних фонарей

Конструктивно любой рассеиватель задних фонарей представляет собой крышку из прозрачного и окрашенного в массе пластика, которая с помощью винтов и через уплотнительную прокладку монтируется на фонарь, закрывая лампы и другие детали. Рассеиватели обычно изготавливаются из обычного или армированного стекловолокном поликарбоната, прозрачного и окрашенного в массе.

На внутренней поверхности рассеивателей наносится рифление, обеспечивающее распределение светового потока в соответствии с установленными стандартами (±15 градусов в вертикальной плоскости для всех фонарей, и в горизонтальной плоскости ±45 градусов для стоп-сигналов, +80/-45 градусов для габаритных огней, и т.д.). Рифление может быть двух типов:

  • Линзовые микроэлементы;
  • Призматические микроэлементы.

Линзовые микроэлементы выполнены в виде тонких концентрических колец, имеющих призматическое (треугольное) сечение. Такие кольца образую плоскую линзу Френеля, которая при минимальной толщине обеспечивает необходимое рассеивание света. Призматические микроэлементы — это отдельные призмы малого размера, равномерно распределенные по рассеивателю.

Рассеиватели задних фонарей делятся на несколько типов по конструкции:

  • Раздельные — индивидуальные рассеиватели для каждого огня;
  • Группированные — общий рассеиватель для фонаря, в котором сгруппированы все задние светосигнальные приборы транспортного средства;
  • Комбинированные — общий рассеиватель для габаритного огня и фонаря освещения номера;
  • Совмещенные — общий рассеиватель для фонарей, в которых одна лампа выполняет сразу две функции, чаще всего габаритный огонь и стоп-сигнал, объединенные с указателем поворота.

В настоящее время раздельные фонари и индивидуальные рассеиватели для них используются крайне редко, и даже на ранних образцах автомобильной техники такое решение можно встретить лишь для габаритных огней. Исключением являются фонари заднего хода, устанавливаемые на многие отечественные автомобили, в том числе грузовые, и прицепы.

На легковых автомобилях наиболее широкое распространение получили сгруппированные фонари с рассеивателями, разделенными на ряд светосигнальных секций различной формы и цвета. В таких рассеивателях может быть до семи зон:

  • Крайняя с наружной стороны автомобиля — указатель поворота;
  • Ближайшая к указателю поворота — габаритный огонь;
  • В любом удобном месте — стоп-сигнал;
  • В любом удобном месте (но чаще всего в нижней части) — фонарь заднего хода;
  • Крайняя со стороны продольной оси автомобиля — противотуманный фонарь;
  • В любом удобном месте — световозвращатель (катафот);
  • Со стороны номерного знака — фонарь освещения номера.

Зачастую в таких комбинированных фонарях габаритные огни и стоп-сигналы могут выполняться комбинированными на лампе с двумя спиралями (или на светодиодах разной яркости), которая обеспечивает разную яркость огней при движении автомобиля и выполнении торможения. Также в современных легковых автомобилях уже практически не встречаются комбинированные светосигнальные приборы с интегрированными фонарями освещения номера.

Совмещенные фонари с соответствующими рассеивателями наиболее часто используются на грузовых автомобилях, прицепах, тракторах и различной технике, а также на УАЗ вплоть до модели «Хантер». Такие фонари бывают трех основных типов с различными рассеивателями:

  • Двухсекционные с указателем поворота и габаритным огнем;
  • Двухсекционные с указателем поворота и совмещенными габаритным огнем и стоп-сигналом;
  • Трехсекционные с раздельными указателем поворота, габаритным огнем и стоп-сигналом.

Двухсекционные фонари зачастую имеют составные рассеиватели, изготовленные из двух половин разного цвета, что позволяет при необходимости заменить только одну половину. В двухсекционных и трехсекционных рассеивателях может дополнительно устанавливаться световозвращатель.

Различные зоны рассеивателей окрашиваются в определенные цвета, установленные стандартами:

  • Габаритные огни — красные;
  • Указатели поворота — белые или селективно желтые (янтарные, оранжевые);
  • Стоп-сигналы — красные;
  • Противотуманные фонари — красные;
  • Фонари заднего хода — белые.

Также в рассеивателях используются красные световозвращатели.

Группированные, комбинированные и совмещенные рассеиватели бывают симметричными (универсальными) и несимметричными. Первые могут устанавливаться на правый и на левый фонарь, причем рассеиватели с горизонтальным расположением светосигнальных зон необходимо перевернуть на 180 градусов. А вторые устанавливаются только на свою сторону, поэтому на автомобиле используется комплект из двух рассеивателей — правого и левого. Все это необходимо учитывать при покупке деталей.

Вопросы выбора, замены и обслуживания фонаря заднего фонаря

Задние фонари, особенно на грузовых автомобилях и тракторах, подвержены постоянным воздействиям негативных факторов окружающей среды, что приводит к их помутнению, появлению трещин, сколам и полному разрушению. Эксплуатировать транспортное средство с поврежденным рассеивателем запрещено, так как это может привести к штрафным санкциям в отношении автовладельца. Поэтому данную деталь необходимо как можно скорее заменить.

На замену следует брать рассеиватели только тех типов, что используются в фонарях, а также соответствуют установленным в фонарях лампам (это относится к указателям поворота). Здесь необходимо учитывать тип и сторону установки светосигнального прибора, и использовать либо универсальные, либо предназначенные для данного конкретного фонаря рассеиватели.

Особое внимание необходимо уделять цвету рассеивателей и зон на них — они должны точно соответствовать ГОСТ. При этом указатели поворота могут быть двух типов — белые или оранжевые (янтарные), они используются с лампами различных типов: белые — с лампами, колба которых окрашена в селективный желтый (янтарный) цвет, а оранжевые — с обычными лампами с прозрачной колбой. Сегодня можно найти составные двухсекционные рассеиватели, в которых зона под указатель поворота может заменяться деталью белого или оранжевого цвета, что позволяет использовать их с лампами любого типа.

Замена рассеивателя в общем случае довольно проста: достаточно вывернуть несколько винтов, убрать старый рассеиватель и прокладку, очистить место установки деталей, уложить новый уплотнитель, установить рассеиватель и ввернуть винты. Для замены рассеивателей светосигнальных приборов современных легковых автомобилей может потребоваться демонтаж всего фонаря. В любом случае все работы должны выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию транспортного средства.

При верном выборе и замене рассеивателя все светосигнальные приборы автомобиля будут соответствовать стандарту и вносить вклад в обеспечение безопасности дорожного движения.

Автозапчасти под заказ в Алматы

Источник: autoopt.ru


Вернуться на уровень выше